30 – 31 октября 2023 г. Первый региональный форум учителей истории Еврейской автономной области в ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Цель

Историческое образование в школе – основа гражданско-патриотического воспитания молодежи. Учитель истории всегда был в авангарде воспитательного процесса, но сегодня эта роль приобрела крайне важное значение. Понимать современные геополитические процессы, быть уверенным в содержании и смыслах исторической информации, легко ориентироваться в ее интерпретациях – непростые задачи, стоящие перед современным учителем истории. Без сомнения – историческое образование сегодня проходит новый этап в своем становлении, качество прохождения которого гарантирует сохранение исторической памяти народа и традиционных ценностей.

Подготовка учителей области к новому этапу в развитии исторического образования – именно с этой концепцией форума в рамках Программы развития «Приоритет 2030. Дальний Восток» Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема 30-31 октября проводит Первый региональный форум учителей истории ЕАО.

Наши партнеры

При организационном участии Института развития образования ЕАО

Организационный комитет

Баженова Наталья Геннадьевна
Ректор университета

Соловченкова Наталья Николаевна
Начальник Департамента образования ЕАО

Кузьмина Наталья Геннадьевна
Ректор Института развития образования ЕАО

Каштанюк Валерия Александровна
Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории, архивоведения и правовых учений

Гуревич Валерий Соломонович
Кандидат экономических наук, руководитель научно-просветительского центра изучения и сохранения исторического и культурного наследия ЕАО ИКАРП ДВО РАН

Спикеры

Фомин-Нилов Денис Валерьевич
Ректор Кыргызско-Российского Славянского университета

Федоров Олег Дмитриевич
Доктор педагогических наук, профессор, профессор Института образования НИУ Высшая школа экономики

Искровская Людмила Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, председатель городской комиссии ЕГЭ по истории

Голубь Андрей Борисович 
Депутат законодательного собрания ЕАО, лектор РОЗ, кандидат педагогических наук

Биличенко Антон Сергеевич
Учитель Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 55 «Долина знаний»
Советского района Волгограда»
 Учитель истории и обществознания

Финалист всероссийского конкурса «Учитель года России 2022»

Эксперты-практики

Гуревич Валерий Соломонович
Кандидат экономических наук, руководитель научно-просветительского центра изучения и сохранения исторического и культурного наследия ЕАО ИКАРП ДВО РАН

Болгова Светлана Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и архивоведения

Ремпель Анна Петровна
Старший преподаватель кафедры общего образования и воспитания ИРО ЕАО

Программа

Название мероприятия

Спикер

Время

1.

Регистрация участников, распределение по «запросам» (мастер классов, круглых столов)

10.00 – 11:30

2.

Приветственный кофе

10.00 – 12.00

Название мероприятияСпикерВремя
Приветственное слово – Первый заместитель председателя правительства Еврейской автономной области Братыненко Дмитрий Федорович
Приветственное слово – ректор университета Наталья Геннадьевна Баженова
212 кабинет
1.Россия сегодня

Голубь Андрей Борисович

Депутат законодательного собрания ЕАО, лектор РОЗ

12.00 – 13.30
2.Основы российской государственности и идентичности: опыт преподавания истории и обществознания

Фомин-Нилов Денис Валерьевич — ректор Кыргызско-Российского Славянского университет им первого президента России Б.Н. Ельцина

Член Российского исторического общества

13.30 – 14.00

Обед

13.30 – 14.30
212 кабинет 
3.Основы российской государственности и идентичности: опыт преподавания истории и обществознания

Фомин-Нилов Денис Валерьевич — ректор Кыргызско-Российского Славянского университет им первого президента России Б.Н. Ельцина

Член Российского исторического общества

14.30 – 16.00
4.Трудные вопросы методики обучения истории в школеИскровская Людмила Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена, г. С-Петербург, председатель городской комиссии ЕГЭ по истории СПБ.

16.00

17.30

5.

Формирование исторического мировоззрения школьника

Теория и практики (на уроках истории)

Антон Сергеевич Биличенко – учитель, муниципальное Учитель МОУ СШ №55 “Долина знаний”

 Учитель истории и обществознания

Финалист всероссийского конкурса «Учитель года России 2022»

17.30 – 18.30

Ужин

18.30

Название мероприятия

Спикер

Время

Утренний кофе

09.00 – 09.30

212 кабинет

1.

Подготовки к ЕГЭ по истории:  сложности и возможности.

Искровская Людмила Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена, г. С-Петербург, председатель городской комиссии ЕГЭ по истории СПБ.

09.30- 11.00

2.

Что мы изучаем на уроках истории? Структура содержания учебного предмета История: анализ нормативных документов и учебников

Федоров Олег Дмитриевич

доктор педагогических наук, профессор, профессор Института образования НИУ Высшая школа экономики

11.00 – 13.30

Обед

13.30-14.30

Панельные дискуссии (3 группы)

203 кабинет

3.

Россия и мир: основные содержательные линии курса всеобщей истории в школе

Федоров Олег Дмитриевич

доктор педагогических наук, профессор, профессор Института образования НИУ Высшая школа экономики

14.30 – 16.00

204 кабинет

4.

Региональный компонент: как преподавать историю ЕАО в рамках школьного курса

Валерий Соломонович Гуревич

руководитель научно-просветительского центра изучения и сохранения исторического и культурного наследия ЕАО Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН,

кандидат экономических наук

Ремпель Анна Петровна 

ИРО ЕАО

14.30 – 16.00

205 кабинет

1.

Сложность подготовки ЕГЭ по обществознанию»: результаты, причины

Болгова С.А. – председатель предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ

Соловченкова Н.Н. – Департамента образования ЕАО. Начальник департамента

14.30 – 16.00

2.

  

Мастерские методических идей

212 кабинет

1.

Работа с картой

Федерко М.В. учитель истории МБОУ СОШ 18, г. Теплоозерск

16.00 – 17.30

2.

Завершение работы форума.

17.30 – 18.00

Название мероприятияСпикерВремя
1.Регистрация участников, распределение по «запросам» (мастер классов, круглых столов)10.00 – 11:30
2.Приветственный кофе10.00 – 12.00
Название мероприятия Спикер Время
Приветственное слово – Первый заместитель председателя правительства Еврейской автономной области Братыненко Дмитрий Федорович
Приветственное слово – ректор университета Наталья Геннадьевна Баженова
212 кабинет
1. Россия сегодня Голубь Андрей Борисович Депутат законодательного собрания ЕАО, лектор РОЗ 12.00 – 13.30
2. Основы российской государственности и идентичности: опыт преподавания истории и обществознания Фомин-Нилов Денис Валерьевич — ректор Кыргызско-Российского Славянского университет им первого президента России Б.Н. Ельцина Член Российского исторического общества 13.30 – 14.00

Обед

13.30 – 14.30
212 кабинет
3. Основы российской государственности и идентичности: опыт преподавания истории и обществознания Фомин-Нилов Денис Валерьевич — ректор Кыргызско-Российского Славянского университет им первого президента России Б.Н. Ельцина Член Российского исторического общества 14.30 – 16.00
4. Трудные вопросы методики обучения истории в школе Искровская Людмила Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена, г. С-Петербург, председатель городской комиссии ЕГЭ по истории СПБ. 16.00 17.30
5. Формирование исторического мировоззрения школьника Теория и практики (на уроках истории) Антон Сергеевич Биличенко – учитель, муниципальное Учитель МОУ СШ №55 “Долина знаний”  Учитель истории и обществознания Финалист всероссийского конкурса «Учитель года России 2022» 17.30 – 18.30

Ужин

18.30
Название мероприятия Спикер Время
Утренний кофе 09.00 – 09.30
212 кабинет
1. Подготовки к ЕГЭ по истории:  сложности и возможности. Искровская Людмила Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена, г. С-Петербург, председатель городской комиссии ЕГЭ по истории СПБ. 09.30- 11.00
2. Что мы изучаем на уроках истории? Структура содержания учебного предмета История: анализ нормативных документов и учебников Федоров Олег Дмитриевич доктор педагогических наук, профессор, профессор Института образования НИУ Высшая школа экономики 11.00 – 13.30

Обед

13.30-14.30
Панельные дискуссии (3 группы)
203 кабинет
3. Россия и мир: основные содержательные линии курса всеобщей истории в школе Федоров Олег Дмитриевич доктор педагогических наук, профессор, профессор Института образования НИУ Высшая школа экономики 14.30 – 16.00
204 кабинет
4. Региональный компонент: как преподавать историю ЕАО в рамках школьного курса Валерий Соломонович Гуревич руководитель научно-просветительского центра изучения и сохранения исторического и культурного наследия ЕАО Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, кандидат экономических наук Ремпель Анна Петровна  ИРО ЕАО 14.30 – 16.00
205 кабинет
1. Сложность подготовки ЕГЭ по обществознанию»: результаты, причины Болгова С.А. – председатель предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ Соловченкова Н.Н. – Департамента образования ЕАО. Начальник департамента 14.30 – 16.00
2.
Мастерские методических идей
212 кабинет
1. Работа с картой Федерко М.В. учитель истории МБОУ СОШ 18, г. Теплоозерск 16.00 – 17.30
2. Завершение работы форума. 17.30 – 18.00

Программа форума

Название мероприятияСпикерВремя
1.Регистрация участников, распределение по «запросам» (мастер классов, круглых столов)10.00 – 11:30
2.Приветственный кофе10.00 – 12.00
Название мероприятияСпикерВремя
Приветственное слово – Первый заместитель председателя правительства Еврейской автономной области Братыненко Дмитрий Федорович
Приветственное слово – ректор университета Баженова Наталья Геннадьевна
212 кабинет
1.Восток – дело тонкое! Россия и страны АТРГолубь Андрей Борисович – Депутат законодательного собрания ЕАО, лектор РОЗ12.00 – 13.30
Обед13.30 – 14.30
212 кабинет
3.Основы российской государственности и идентичности: опыт преподавания истории и обществознания

Фомин-Нилов Денис Валерьевич — ректор Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Член Российского исторического общества

14.30 – 16.00
4.Трудные вопросы методики обучения истории в школеИскровская Людмила Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, председатель городской комиссии ЕГЭ по истории.16.00 – 17.30
5.Формирование исторического мировоззрения школьника Теория и практики (на уроках истории)Биличенко Антон Сергеевич – учитель, муниципальное Учитель МОУ СШ №55 “Долина знаний” Учитель истории и обществознания Финалист всероссийского конкурса «Учитель года России 2022»17.30 – 18.30
Ужин18.30
Название мероприятияСпикерВремя
Утренний кофе09.00 – 09.30
212 кабинет
1.Подготовки к ЕГЭ по истории: сложности и возможности.Искровская Людмила Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, председатель городской комиссии ЕГЭ по истории09.30 – 11.00
2.Что мы изучаем на уроках истории? Структура содержания учебного предмета История: анализ нормативных документов и учебниковФедоров Олег Дмитриевич – доктор педагогических наук, профессор, профессор Института образования НИУ Высшая школа экономики11.00 – 13.30
Обед13.30 – 14.30
Панельные дискуссии (3 группы)
203 кабинет
3.Россия и мир: основные содержательные линии курса всеобщей истории в школеФедоров Олег Дмитриевич – доктор педагогических наук, профессор, профессор Института образования НИУ Высшая школа экономики14.30 – 16.00
204 кабинет
5.Региональный компонент: как преподавать историю ЕАО в рамках школьного курсаГуревич Валерий Соломонович –руководитель научно-просветительского центра изучения и сохранения исторического и культурного наследия ЕАО Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, кандидат экономических наук
Ремпель Анна Петровна – Институт развития образования ЕАО
14.30 – 16.00
205 кабинет
6.Сложность подготовки ЕГЭ по обществознанию: результаты, причиныБолгова Светлана Алексеевна – председатель предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию
Соловченкова Наталья Николаевна – Начальник департамента образования ЕАО
14.30 – 16.00
Мастерские методических идей
212 кабинет
7.Работа с картойФедерко Маргарита Викторовна– учитель истории МБОУ СОШ № 18, п. Теплоозерск16.00 – 17.30
Завершение работы форума17.30 – 18.00

Аннотации

Биличенко Антон Сергеевич

Учитель МОУ СШ №55 “Долина знаний”

 Учитель истории и обществознания

Финалист всероссийского конкурса «Учитель года России 2022»

Тема:

Формирование исторического мировоззрения школьника

Теория и практики (на уроках истории)

Учителю следует быть теоретиком или практиком? Главное на уроке “Что” или  “Как” ?

Современные тенденции в образовании не стремятся разграничить эти понятия. Совокупность теории и практики является лучшей комбинацией для  педагога 21 века.

Федоров Олег Дмитриевич

Доктор педагогических наук, профессор, профессор Института образования НИУ Высшая школа экономики

Россия и мир: основные содержательные линии курса всеобщей истории в школе

Что мы изучаем на уроках истории? Структура содержания учебного предмета История: анализ нормативных документов и учебников

Фомин-Нилов Денис Валерьевич

Ректор Кыргызско-Российского Славянского университет им первого президента России Б.Н. Ельцина

Член Российского исторического общества

Тема: Основы российской государственности и идентичности: опыт преподавания истории и обществознания

Про преподавание истории и обществознания в школе, про трудных вопросы и современные подходы, про изучение истории и общественных наук в университетах, про научные школы, искажение научных подходов через методику преподавания, преднамеренные и непроизвольные искажения истории, формы и методы борьбы с фальсификациями исторического знания

Искровская Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, председатель предметной комиссии ЕГЭ по истории в Санкт-Петербурге.

Трудные вопросы методики обучения истории в школе.

       

      Стремительно меняющиеся подходы к школьному историческому образованию ставят методику обучения предмету перед новыми вызовами. Это прежде всего необходимость поиска способов преодоления противоречия между постоянно растущим учебным содержанием предмета и требованиями стандарта в части деятельностного подхода к обучению дисциплине. Данное противоречие заставляет методику предлагать решения, направленные на доминантное свертывание и развертывание учебного содержания, разрабатывать «оптимально емкие» методические приемы, позволяющие реализовывать на одном учебном содержании образовательные, развивающие и воспитательные цели.

      Во все времена своего существования методика обучения предмету искала ответы на вопросы, связанные с формированием умения учащихся работать с историческим источником – альфой и омегой исторического познания. Сегодня эта проблема приобретает особую остроту. В условиях высокой скорости производства и потребления визуальных продуктов можно наблюдать  своеобразный «визуальный поворот» к осмыслению разного рода информации, в том числе раскрывающей особенности исторического прошлого. Владение навыками анализа и синтеза образа в целом и его элементов в отдельности, обеспечивающими адекватность воспринимаемого и его понимания, все то, что принято сегодня называть визуальной грамотностью, – еще один трудный вопрос для методики обучения предмету. Кафедра методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена может предложить ряд решений обозначенной проблемы. В рамках диссертационных исследований разработаны подходы к формированию и развитию визуальной грамотности учащихся в обучении истории.

       Еще одним важным вопросом, который на сегодняшний день не перестает быть актуальным для методики обучению истории, является вопрос отбора и реализации оптимальных стратегий подготовки к аттестационным процедурам школьников. В условиях модернизации контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории, меняющихся подходов к экспертной оценке ответов выпускников в Санкт-Петербурге накоплен определенный опыт решения данных проблем, с которым регион готов делиться, который готов обсуждать с коллегами для дальнейшего совершенствования.

Место проведения: Приамурский государственный университет имени Шолом – Алейхема (Советская, 74)